Как сообщают дорожные службы, само количество ДТП с погибшими и пострадавшими уже несколько лет остается примерно на одинаковом уровне, зашкаливая в целом по стране за 56 300 случаев в год. Но растут их массовость и тяжесть. В результате только за январь — март 2025 года на дорогах страны погибли 2605 человек, а ранены 30 626. И за прошедшие выходные (17-19 мая) на российских дорогах было зафиксировано 665 ДТП (за три-то дня!), в которых погибли еще 66 и получили ранения 845 человек. Причем, согласно рапортам сотрудников ГАИ, 13 наиболее тяжелых происшествий стали следствием нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями автобусов, то есть профессионалами, прямо отвечающими за безопасность перевозимых пассажиров.
Статистика страховых компаний позволяет сделать неутешительный вывод: пассажирский автотранспорт в России является самым опасным видом общественного транспорта. Доля ЧП с ним составляет 69,9% от общего числа аварий (исключая грузовой транспорт), а доля пострадавших — 80,6%. За январь — ноябрь 2024 года по вине водителей автобусов, имеющих лицензии на пассажирские перевозки, было совершено 2461 ДТП, в которых погибли 103 человека и 3774 были ранены. А в Санкт-Петербурге произошло 404 ДТП с участием общественного транспорта, что на 25,4% больше, чем за тот же период годом ранее.
Некоторые эксперты объясняют такой феномен результатом транспортной реформы в 2022 году, в соответствии с которой в Северной столице исчезли маршрутки, замененные автобусами. Но на дорогах Московской области за январь — апрель 2024 года было зафиксировано 970 ДТП, в которых погибли 208 человек — на 56% больше, чем за этот же период в прошлом году. Хотя транспортной реформы в Подмосковье не проводилось. К тому же Московская область считается одним из самых оснащенных дорожной структурой регионов. А вот поди же ты...
И еще заметим: если по количеству ДТП с участием пассажирского транспорта в России лидируют «наиболее автомобилизированные» регионы — Москва, Краснодарский край, Новгородская область, Санкт-Петербург и Московская область, на которые приходится 20% всех дорожных происшествий, — то в рейтинге числа погибших в авариях к ним прибавляются Ростовская область и Башкортостан. Заканчивая это печальное перечисление цифр и фактов, отметим, что на втором месте по числу автоаварий с общественным транспортом оказался железнодорожный транспорт (16,9%), на третьем — троллейбусный (6,9%). Самые безопасные — трамваи (4%), авиация (1,6%), внутренний водный транспорт (0,5%) и морской (0,2%). Кстати, обратите внимание на гигантскую разницу в аварийности автобусов и троллейбусов.
Среди «опасных» автобусов самые аварийные — пригородные и междугородние. Как объясняет директор департамента страховой компании «Согласие» Алексей Хуторянский, «в сравнении с городскими маршрутами пригородные и междугородние отличаются высокими скоростями, поэтому и тяжесть травм существенно выше. Средняя выплата «Согласия» пострадавшему пассажиру междугороднего автобуса составляет свыше 320 тысяч рублей, тогда как в городском сообщении — около 164 тысяч».
Но причиной каждого четвертого ДТП в России наш Минтранс все-таки называет не высокие скорости, а «усталость водителей». Мировая практика подтверждает: в каждой пятой аварии виноват уснувший шофер.
Жуткая, но типичная трагедия случилась в понедельник, 19 мая, на автотрассе Москва — Астрахань в Калмыкии, где маршрутный микроавтобус Volkswagen, перевозивший 21 пассажира, ночью лоб в лоб врезался во встречную грузовую фуру и убил семь человек. Еще 11 пассажиров пострадали, 10 из них тяжело. Подробности выясняются, но один из выживших пассажиров рассказал, что водитель микроавтобуса засыпал на ходу...
А ведь еще в 2018 году нас информировали: в России началась разработка новой системы, которая сможет контролировать состояние водителей и не даст им заснуть. Сообщалось, что работы ведут сотрудники Московского физико-технического института совместно с авторитетной частной фирмой, создание системы займет полтора года. «Комплекс сможет фиксировать признаки снижения работоспособности у водителя и пересылать в режиме онлайн оператору, который дистанционно в любой момент сможет дать водителю команду отдохнуть», — говорилось в сообщении. Да и ныне периодически рассказывается, как отечественные транспортные компании и бизнес, владеющий автопарками, активно внедряют устройства контроля состояния водителей. Такими устройствами «Антисон» уже оборудованы пассажирский транспорт, спецтехника на золотоносных и урановых месторождениях, автопарки предприятий, работающих в условиях Крайнего Севера. И что система помогает снизить аварийность, сокращает расходы на ремонт и обновление автопарка, повышает экономическую эффективность предприятия.
Одним из предприятий, недавно внедривших эту новинку, стал Качканарский ГОК (EVRAZ Group). Приборы компании «КСОР» появились на тяжелых самосвалах комбината в марте 2023 года. На решение руководства реализовать пилотный проект повлияло стремление свести к минимуму количество ДТП — разработка месторождений идет круглосуточно, уставшие водители иногда засыпали за рулем. Но среди таких заказчиков почему-то нет государства. И потому в раздавленном на этой неделе микроавтобусе не было никакого комплекса «Антисон». Нет вообще в нашей стране созданного для пассажирского автотранспорта ИИ, способного предотвратить сотни смертей на российских дорогах.
За рубежом системы мониторинга состояния водителей применяются уже многие годы. Эти приборы используются в автобусах, на грузовиках и тяжелой технике, а также в судоходстве. Опыт показывает, что интеллектуальные системы помощи снижают аварийность, побуждают водителей строго соблюдать протоколы безопасности и рационально подходить к режиму труда и отдыха. В США, Европейском союзе и в Китае принято законодательство, согласно которому DMS появится в новых автомобилях уже к концу этого десятилетия.
У нас подобная попытка была сделана в Москве — три года назад в порядке эксперимента начали оснащать городской пассажирский автотранспорт детекторами функционального состояния водителей. Установленная на приборной панели камера, оснащенная датчиками, которые настроены на десятки лицевых точек, отслеживала положение головы, движение глаз, частоту моргания, зевание, характерные для усталости изменения мимики и многое другое. При появлении признаков усталости у водителя в кабине срабатывал звуковой сигнал-предупреждение. Но судебная экспертиза по иску шоферов к «Мосгортрансу» признала эти приборы не соответствующими нормам техрегулирования России. В иске говорилось, что многие водители стали замечать: после двух-трех рабочих дней подряд у них садится зрение, а глаза сохнут и чешутся. И все это из-за постоянно включенной инфракрасной подсветки. Споры на этот счет идут до сих пор, но другие системы контроля за самочувствием водителей не предлагаются.
Тем временем наша страна продолжает в разы превосходить Европу по количеству смертей на автодорогах. На Западе в среднем на миллион жителей ежегодно на дорогах погибают 49 человек — самый низкий показатель в мире. А в России в прошлом году, по данным ГАИ, в авариях погибли 18 216 человек — получается, показатель смертности в ДТП у нас равен 124.
Между тем столичный регион надеется снизить дорожную аварийность увеличением «женской прослойки» среди водителей. Еще прошлой осенью специалисты ГАИ подсчитали: по итогам девяти месяцев представительницы прекрасного пола в шесть раз реже попадают в дорожные аварии, чем «сильный пол». А если говорить об автокатастрофах с человеческими жертвами, то на долю женщин их пришлось в 11 раз меньше. К общественному транспорту эти цифры пока не относятся. Только в 2021 году специальным приказом Минтруда был утвержден сокращенный список профессий, ограничивающих применение труда женщин: из 456 позиций осталось 100. И автотранспорт туда не вошел. Но для серьезных выводов нынешней статистики мало. Хотя, по данным на март 2025 года, в московском такси уже работали около 5 тысяч женщин-водителей, и эта цифра ежегодно увеличивается. Более тысячи водительниц уже управляют столичными электробусами. Областное «Мострансавто» настойчиво приглашает на работу женщин — водителей автобусов. Пока за рулем транспортных средств компании трудится 171 представительница прекрасного пола, но в планах увеличить их число как минимум до полутысячи.
Одна знаменитость в Подмосковье уже есть: 59-летняя Светлана Потапова после выхода на пенсию сдала экзамен на права категории D и теперь водит автобус в Люберцах.
«Вообще-то я езжу в удовольствие, — признается она журналистам. — Любила и люблю вождение, а тем более общаться с людьми. И все больше влюбляюсь в эту работу...»
Кстати
С нынешнего года в ежемесячную отчетность ГАИ должны включаться данные по авариям со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатами, гироскутерами и прочими модными средствами передвижения. До сих пор подобную статистику раз в полгода публиковал Научный центр безопасности дорожного движения МВД. В 2024 году, по данным центра, аварийность с участием СИМ выросла на 42,8%. А еще ДТП с участием двухколесного транспорта растут быстрее, чем общая аварийность: аварий с пострадавшими велосипедистами с начала года стало больше на 51%, с участием мотоциклов — на 71,6%, мопедов и приравненных к ним транспортных средств — на 111,7%.